БОГОМОЛ НА СТРУЧКЕ
Бадзан
Дерево, 5.3 х 2.4 х 1.7 си.
Вторая половина ХIХ в.
Музей искусства, Лос Анжелес (США)
Мастер Бадзан прославился фигурками, представляющими объекты живой природы. Среди них разнообразные фрукты и овощи, цветы, плоды, листья. Бадзан был виртуозом изображения насекомых. Перед резчиком, который стремится показать пластику осы, шмеля или жука, стоит непростая задача. Ясно, что все тонкие детали модели - ножки, усики, крылья не могут просто располагаться в воздухе. Они слишком хрупки для этого. Не надо забывать, что нэцкэ при всех ее художественных достоинствах еще столетие назад была вещью сугубо утилитарной. Ее брали в руки, носили на платье, привязывали и отвязывали. В таких ситуациях необходимо было думать о прочности фигурки.
Хороший пример, демонстрирующий, как нэцукэси решали такие задачи - фигурка богомола работы Бадзана. Мастер располагает длинное тело этого насекомого вдоль толстого стручка. Судя по размерам, это скорее плод акации, чем фасоли или гороха. Тонкие ноги богомола и его брюшко составляют со стручком единое целое. Лишь между грудью насекомого и стручком видна сквозная щель. Как известно, наиболее характерная поза богомола - поднятые высоко вверх передние лапы, готовые схватить зазевавшуюся жертву. Однако даже такой специалист, как Бадзан, не решился изображать столь хрупкую с точки зрения нэцукэси позу насекомого. Дополнительная выразительная деталь фигурки - вьющийся стебель растения. Выразительно показаны крупные выпуклые глаза богомола, на кончиках лапок насекомого хорошо заметны цепкие крючки.
Аналогичный прием, позволяющий изображать насекомых, использует, к примеру, Кайгёкусай Масацугу -знаменитый резчик нэцкэ из Осаки. Достаточно упомянуть его «Осу на листе». И в этом случае и насекомое, и поверхность листа, на котором оно сидит, составляют единое целое; все детали строения осы лишь слегка выстилают из одного объема.
О жизни Бадзана известно не очень много. Он родился около 1834 г. в районе Томосу провинции Мино. Ныне это территория префектуры Гифу. В юности уехали в Эдо, чтобы учиться там искусству резьбы. Приобретя опыт, тяготел к художественной традиции, сложившейся на его родине, в Гифу. От мастеров школы Нагоя перенял технику укибори. Изобретение этого оригинального приема приписывают основателю этой школы Кита Тамэтака. Работая с фигуркой из дерева, мастер с помощью специального инструмента вдавливал рисунок в ее поверхность. Затем поверхность шлифовалась, и в результате образовавшиеся канавки становились почти не видны. Когда фигурка обрабатывалась горячей водой, древесина разбухала, и на месте канавок появлялись выпуклости. Вырезая фигурки насекомых или овощей, Бадзан нередко применял этот уникальный метод. В результате удавалось мастерски передавать пупырышки на поверхности огурца или шероховатость надкрыльев жука. Бадзан скончался в самом конце XIX века - около 1897 года. Многие его произведения вроде знаменитой «Осью и груши» вошли в золотой фонд шедевров нэцкэ.