ВОЛК И ЧЕРЕП
Томотика Тиёкусай
Дерево, слоновая кость, рот,
б.3 х 5.8 х 3.1 см.
Конец XVIII - начало ХIХ в.
Скорее всего, неискушенный европейский наблюдатель будет трактовать сюжет нэцкэ «Волк и череп» вполне определенным образом. Дикий зверь опасен для одиноких путников, может стать серым убийцей на глухих дорогах, под его лапой череп очередной несчастной жертвы...
Между тем, не все так однозначно. Действительно, не так давно волки на островах Японского архипелага водились. Специалисты утверждают, что они были подвидами Сибирского серого волка и перебрались на территорию Японии когда она была еще полуостровом. Один подвид обитал на островах Хонсю и Сикоку, другой - на острове Хоккайдо. Возможно, в далеком прошлом ареал был шире, поскольку японское слово окалли («волк») встречается в названиях многих мест, таких как Окамитаира («Волчье плато»), Окамизава («Волчье болото») или Оками-ива («Волчья гора»).
Вместе с тем, в отличие от западных сказок и мифов, в японских легендах волк выступает существом вовсе не агрессивным по отношению к людям. Он «мягкое чудовище» екиджу или лесной дух йама ками, который благоволит людям. В сказках волк защищает бедняков и путников в горных лесах, предупреждает людей о предстоящих природных катаклизмах. В одной из сказок говорится о слепом флейтисте, который заблудился в горах. Он считал, что на дорогу его вывел охотник. На самом же деле это был волк. Изображения волка можно увидеть рядом с синтоистскими храмами.
Для того, чтобы оценить истинное значение нэцкэ «Волк и череп», необходимо вспомнить обычаи японской средневековой судебной системы. Она сложилась еще в начале VII в. и во многом базировалась на основе тогдашнего китайского законодательства. Однако начиная с XIII в., главными законами для простого населения становятся указания правящих феодальных кланов. В эпоху сёгуната Токугава (1603-1868) низшие слои общества вообще были лишены каких-либо прав. Формально существовал сборник «Ста законов» (1742), однако его содержание было известно только судьям, которые часто считали, что «Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им».
В феодальной Японии часто один и тот же чиновник буте, сочетал в одном лице и обвинителя, и защитника, и судью. При этом основным доказательством вины человека было его признание, которое легко выбивалось достаточно жестокими пытками. Тела же казненных преступников или людей, которых таковыми сочни, в средневековой Японии было принято бросать на растерзание диким зверям. В этом контексте работа Томотика Тиёгсусая приобретает совсем другое звучание.
К счастью, с Реставрацией Мэйдзи (1867) правовая система Японии изменилась в лучшую сторону. Что же касается волков, то на Хоккайдо и близлежащих островах они были полностью истреблены к 1889 г. Пос-ледние же волки с острова Хонсю погибли в 1905 г. в результате эпидемии бешенства.