БЛЮДО ЭПОХИ МИН С РЫБОЙ
Масатоси (Накамура Токисада)
Слоновая кость, 3.8 х 3.8 х 0.6 см.
Середина ХХ в.
Музей искусства, Лос Анжелес (США)
Во время жизни выдающегося резчика Накамура Токисада (1915-2001) нэцкэ окончательно утратили свое утилитарное значение и превратились в предмет чистого искусства. Это уже не совсем нэцкэ - фигурки лишены отверстий химотоси для пропускания шнура. Изделия нецукэси превращаются в резные миниатюры окимоно. Они несколько больше по размеру, чем нэцкэ, поскольку не предназначаются для ношения на поясе.
Накамура Токисада подписывал свои работы псевдонимом Масатоси. Он был представителем школы резьбы, сложившейся в Эдо. В ХХ веке ее стали называть токийской. Заметным штрихом в творчестве Токисада остаются изображения раканов - первых учеников Будды (архатов), просветленных, совершивших огромную внутреннюю работу и избавившихся от бесконечного вращения «колеса кармы», которое заставляет людей в каждом своем новом земном воплощении совершать одни и те же ошибки.
Токисада был выдающимся мастером проработки деталей и инкрустации. Это хорошо видно на примере очень лаконичной его работы «Блюдо эпохи Мин с рыбой». И маленькие рыбки, лежащие на белой фарфоровой тарелке, и положенная на блюдо веточка не прокрашены. У зрителя есть возможность любоваться чистой формой. Лишь точечными черными акцентами намечены глаза рыбок. Они образуют своеобразное созвездие на светлом фоне и позволяют по достоинству оценить его молочную белизну.
Примитивный «протофарфор» был известен в Китае уже более трех тысячелетий назад. Настоящий же фарфор, сырьем для которого служила глина из местечка Гаолин (на китайском «Высокий холм»), появился в Поднебесной империи в I в. н.э. Производство и стиль изделий изменялись. Начиная с эпохи Шан-Инь в практику входит глазуровка, позже она становится многоцветной, появляются выпуклые орнаменты. Своего совершенства изготовление фарфоровых изделий в Китае достигает в эпоху Мин. Она началась в середине XIV в. с крушения иноземной династии Юань. В результате к власти пришел буддийский монах Чеку Юань Чекан, который принял имя Тай Цзу и стал первым императором новой династии Мин - «Сияющей». Она просуществовала до конца XVI в. и рухнула под давлением маньчжуров, основавших новую династию - Цин.
Минская керамика славилась и глазурованными сосудами цзиньяо, которые делали в местечке Хэнань, и молочно-белыми изделиями бэйдин из Динчжоу. Возможно, Накамура Токисада изобразил в своей работе тарелку в стиле бэйдин.
В эпоху Мин китайская керамика становится важным предметом экспорта, и в результате Европа знакомится с фарфором. В 1520 г. португальцы привезли в Европу образцы каолина. Однако одного этого материала оказалось недостаточно для раскрытия всех секретов производства фарфора. Секрет его изготовления был раскрыт только в начале XVIII в Саксонии, где научились делать собственный фарфор.